Сначала о "самом ценном". Точнее - о "дорогостоящем". Люди почему-то приходят в состояние кролика перед удавом, когда слышат о тысячах и миллионах "условных единиц", и Гиннесова книга вполне успешно удовлетворяет нашу страсть к такому самогипнозу. Итак,
самая дорогая камера
по версии "Книги рекордов" - Enjalbert Revolver camera. Продана за 56.250 фунтов стерлингов на лондонском аукционе Кристи в 1995 году (в привычных нам долларах - 88.205). Ценность этой модели, по-видимому, в оружейном дизайне: она сделана с использованием деталей стандартного револьвера. Естественно, для снимка надо прицелиться и нажать курок. Поворот барабана обеспечивает смену фотопластинок - именно фотопластинок, поскольку патент на эту игрушку был получен французом Э. Анжальбером еще в 1882 году. "Гиннес" утверждает, что это первая переносная камера в истории.
Еще один валютный рекордсмен -
самая дорогая фотография
. Это тоже аукционное достижение и тоже сделано французом: снимок знаменитого Гюстава Легрэя "Grand Vague - Sote" был продан на торгах Сотбис неизвестному ценителю за 507.500 фунтов. Об этом факте ФотоКУБ уже сообщал; подробности можно прочитать в
архиве
наших новостей. Заметим только, что стоимость снимка рекордсмена почти в 10 раз превзошла цену "самой дорогой камеры"; впрочем, "Сикстинская мадонна" тоже, наверное, подороже будет, чем кисть, которой ее писал
Рафаэль Санти
.
Почтенный возраст - тоже в своем роде рекорд.
Самая древняя "выжившая" фотография
- это снимок, сделанный фактически еще ДО изобретения более-менее нормальной технологии фотосъемки. Автор - опять француз - Жозеф Нисфор Ньепс (Joseph Nicephore Niepce), год 1827. Изображает она, по мнению "Книги рекордов", вид из окна его лаборатории, но кроме размытых контуров, там мало что можно различить. Подробнее о талантливом физике и изобретателе Ньепсе можно прочитать на
одноименном сайте
(NB: по-французски).
Еще один любопытный
долгожитель
, попавший в поле зрения хронистов Гиннеса - проявитель Rodinal, сделанный компанией AGFA. Этому химикату уже добрых 100 лет, а он все еще годится для проявки даже современных фотопленок. Сделанный с немецкой пунктуальностью отчет о Родинале можно найти на сайте
AGFAPhoto
. Великая все-таки была химия в Германии до второй мировой - ср., например, аспирин, изобретенный еще в прошлом веке, но до сих пор входящий в "джентльменский набор" любой аптечки!
Если рекорды древности стоят себе, как египетские пирамиды, и никто на них уже не покусится - время вышло, то достижения современности недолговечны. Неуемная жажда человечества прогрессировать себя все дальше и дальше все время меняет список высших достижений. Но и тут иногда обнаруживаются "вечные ценности". К примеру, кто бы мог подумать, что, несмотря на все стремление современной техники к миниатюризации,
самая маленькая фотокамера, пошедшая в массовое производство
, сделана еще в 1948 году?! (Ну, конечно, "Книга" оговаривается, что шпионские и медицинские приборы из рассмотрения исключались :) Эта штучка называлась Petal circular camera и имела 2,9 сантиметра в диаметре и всего 1,65 см толщины - фактически она без труда влезла бы в спичечный коробок! Любопытно, что пленка для этой крохотули имела форму диска и "перемотка кадров" осуществлялась простым угловым поворотом (кстати, размер кадрика составлял всего 6 миллиметров). Интересно было бы увидеть увеличитель для печати с этого негатива - этот девайс тоже небось мог поместиться в небольшой шкатулке.
Есть среди курьезных рекордов и
самая большая линза
, изготовленная компанией Pilkington Special Glass and Optical Works Ltd. Ее диаметр - один метр тридцать семь сантиметров. Фокусное расстояние таково, что сквозь нее можно читать текст на расстоянии 40 футов (более 12 метров). При этом процесс изготовления этого стеклышка занял уйму времени - два месяца потребовалось лишь на медленное охлаждение заготовки. Если бы остывание шло слишком быстро, то из-за внутренних напряжений появились бы трещины. В процессе придания формы, шлифовки и полировки с этой болванки сняли три четверти общей массы. Сейчас этот гигант демонстрируется в музее, поскольку, по-видимому, камеру соответствующего размера пока никто не сконструировал.
Еще один любопытный факт, который, возможно, на самом деле и не является рекордом попал в номинацию
Самые точные
коммерческие
снимки со спутника-шпиона
. Такая сверхосторожная формулировка объясняется, видимо, уверенностью составителей в том, что самые-самые фотографии такого рода никакая спецслужба продавать не будет, а предпочтет наслаждаться ими самостоятельно. Так вот, из того, что можно купить, максимальное увеличение делает камера Ikonos производства Eastman Kodak - видны детали размером до метра.
И, наконец, самый непонятный фоторекорд - это
самое высокое разрешение цифровой камеры
. Если честно, то эта номинация имеет столь же мало смысла, как и, например, "самый мощный процессор для персональных компьютеров" - уж больно быстро происходят апгрейды в этой области. Вот, например, Guinness Records Book считает, что в 1999 году чемпионом являлся Olympus Camedia C-3030 с его 3,34 миллиона пикселей. Ну, не будем тут спорить о количестве точек в разнообразных CCD и CMOS-матрицах, хотя, скажем, те же цифровые задники для среднеформатных камер часто превосходят разрешением эти 3,34 млн. Да и вообще, рост разрешения даже новостные ленты подчас не успевают отслеживать, куда там помнить, кто был рекордсменом неделю назад?!