Большинство фотографов регулярно оказывается перед выбором – по чему экспонировать будем? По теням или по свету? Выбирают обычно тени (если не планируется силуэтный снимок), а насчет пересвета только вздыхают – дескать, ничего не поделаешь, нужно расставлять приоритеты. Не нужно.
Оставив в стороне специфические художественные приемы, давайте поговорим о снимках, которым, по логике, полагается быть равномерно экспонированными. В частности – о небе, вместо которого на фотографиях многих начинающих фотографов можно увидеть сияющую белизну, уместную только на рубашках.
.Хороший снимок – это не только удачно пойманный момент, яркая, цепляющая атмосфера, оригинальный взгляд. Это еще и техничность. Вряд ли хотя бы один профессиональный фотограф может сказать себе «Ну и черт с ним, с небом, зато у меня хорошо проработаны все тени. И так шедевр!».
К сожалению, наличие на картинке метафорического дедушки Ленина, призванного впечатлить зрителя, никак и никогда не оправдывает того безобразия, что творится в верхней части кадра.
Примем за аксиому утверждение – в хорошем снимке все должно быть гармонично. То есть, применимо к нашей теме, – никаких белых пятен вместо неба. Естественно, мы понимаем, что редкая птицы долетит до середины Днепра, а редкая камера умудрится повторить подвиг человеческого глаза и нормально проэкспонировать и небо, и землю, и то, что между ними. Для этого нужны весьма специфические условия.
Однако, если мы поставили перед собой цель все-таки увидеть небо на фотографии, перед нами есть как минимум три пути.
Путь первый, относительно честный.
Слишком мало времени на съемку, пасмурная погода и невнятное серое небо, отбеливающееся на фотографии, неожиданный пересвет. Понятные и нередко возникающие проблемы. Если в остальном снимок хорош, и хочется им поделиться с общественностью, не краснея за неудачную его половину, пересмотрите свою коллекцию снимков. Наверняка встретится несколько кадров, на которых как раз небо-то и удалось. Подберите картинку, на которой освещение наиболее соответствует освещению на «рабочем» снимке. Дальнейшее – дело техники. В фотошопе наложите картинку с небом на ту, где его нет, и удалите все лишнее с верхнего (с небом) слоя. Думаю, у всех, кто умеет работать с ФШ, есть свои рецепты и алгоритмы.
Путь второй, нечестный.
Если рисование никогда вас не пугало, смело беритесь за фотошопную кисточку и рисуйте небо. Если на снимке ясный безоблачный день, можно воспользоваться градиентом, если нет – дизайн облаков за вами. Естественно, стоит критически оценивать реалистичность получающегося неба и его стыковку с остальными объектами на снимке.Кто-то скажет, что получатся «ненастоящие» фотографии. Кто-то презирает фотошоп, считая его недостойным настоящего фотографа. Кто-то решит, что лучше уж пересвеченный, но «живой» снимок, дескать – уж что смогли. Всем этим людям хочется напомнить о том, что зритель оценивает окончательный результат. То, что вы ему покажете, передадите. Он не сможет оценить ваше тонкое видение и недрогнувшую руку, если снимок окажется откровенно «сырым». Не бойтесь совершенства, как справедливо заметили древние, нам его все равно никогда не достичь.
Путь третий, разумный.
Обзаведитесь штативом или объективом с качественным стабилизатором. Всегда (!), когда есть опасность «убить» небо или тени, делайте минимум два снимка. Один – экспонированный по небу, другой – по теням. В идеале должен быть еще и третий снимок – нечто среднее, что потом позволит сбалансировать изображение. От брекетинга еще никто никогда не умирал и не проигрывал, честное слово. Совместите снимки в ФШ или другой удобной для вас программе, немного поработайте и получите идеально экспонированный снимок. Да, придется потратить немного времени, усилий и места на флешке, но все это стоит конечного результата.
Последнее слово о RAW
И последний совет – не довольствуйтесь малым. Если снимок всем хорош, но есть несколько провальных мест - приложите усилия и исправьте их, не ждите, что зритель простит неудачи, пораженный красотой удачных фрагментов. Если есть возможность – снимайте в формате RAW, при толике умения это решит массу проблем с экспонированием и балансом белого. Конечно, RAW не спасет, если были допущены какие-либо серьезные ошибки при съемке, но от мелких неприятностей избавит точно. Работая в RAW, вы сможете получить несколько различно экспонированных изображений (полученных из одного кадра в этом формате), а после спокойно совместить их, проработав все требующиеся аспекты.