Контакты - Карта сайта - Реклама
 
Главная arrow Школа arrow Съёмочная оптика в фотографии - азы
Авторизация
 
Категории фотогалереи
Архив конкурсов  | 1618 | 0 Текущие конкурсы  | 0 | 0 Репортаж  | 166 | 0
Съемка воды и огня  | 179 | 0 Растительный мир  | 1562 | 0 Салюты, феерверки  | 60 | 0
Живой мир вокруг нас  | 1731 | 0 Ночная съемка  | 501 | 0 Портрет  | 1646 | 0
Макро  | 1245 | 0 Дети  | 501 | 0 HDR  | 217 | 0
Пейзаж  | 4767 | 0 Натюрморт  | 532 | 0 Архитектура  | 790 | 0
Спорт  | 203 | 0 Рекламное фото  | 39 | 0 Жанровая съемка  | 657 | 0
Свадебное фото  | 258 | 0 Модели и подиумы  | 133 | 0 НЮ  | 218 | 0
Фото-арт  | 228 | 0 Фото-креатив  | 344 | 0 Удивительные места  | 624 | 0
Фото-юмор  | 72 | 0 Разное  | 844 | 0 Домашнее фото  | 4006 | 0

 
Последние материалы

Наши авторы пишут:
- Замечательный свадебный фотограф Александр Ноздрин
- Что такое ISO в фотоаппарате?
- Негативы и позитивы
- Как сделать отличное весеннее фото?
- Статья для знакомства...
- Как заработать на своих фото?
- 88 полезностей по Фотошопу
- Советы по съемке цветов.


 
Съёмочная оптика в фотографии - азы Версия для печати Отправить на e-mail
[6]
Автор: Константин Руссков, обозреватель журнала "Цифровик"   

Съёмочная оптика в фотографии - азы На этот раз разговор пойдёт об оптике в фотографии. Любое фотографическое изображение строится с помощью объектива – системы из нескольких линз, заключённых в корпус. Естественно, качество изображения напрямую зависит от качеств используемого объектива. Поэтому владеть информацией о фотографической оптике необходимо – без этого вы не сможете получить заданный заранее, осмысленный, результат.

Итак, основными характеристиками объектива являются его угол поля зрения и фокусное расстояние, а также светосила. Я уже упоминал об этих понятиях в предыдущих статьях, но на этот раз посмотрю на них с другой стороны.
Однако сначала стоит сказать о том, что каждый объектив строит круглую картинку (ведь вы знаете, что линзы в объективе круглые – соответственно и изображение, которое он проецирует, имеет форму круга) определенного диаметра. Очевидно, что этот диаметр должен быть не меньше, чем диагональ кадра. В противном случае на прямоугольной фотографии мы увидим круглое изображение на чёрном фоне. То есть существует ещё одна характеристика объектива – размер изображения, которое он строит. До начала цифровой эры об этом можно было особенно не беспокоиться – объектив, который строил картинку меньше, чем формат кадра, просто физически нельзя было установить на камеру. С появлением цифровых зеркалок APS-формата ситуация изменилась – оптика для них физически совместима с камерами, имеющими формат кадра 24х36 мм.

Возможна и противоположная ситуация – когда размер кадра меньше, чем изображение, проецируемое объективом. В этом случае фиксируется только то, что попадает в кадр, остальное обрезается (так называемый кроп-фактор, от англ. crop – "срезать"). С этим явлением на практике приходится сталкиваться часто.
Что такое угол поля зрения – думаю, объяснять не надо. Как и любой другой угол, он измеряется в градусах и даёт представление о том, насколько "широко" или "узко" смотрит объектив. Эта характеристика, по-моему, наиболее объективна (это уже каламбур) и проста для восприятия. Но, как водится, всё простое спрятано от неискушённого взгляда. (В данном случае – в технической спецификации. Это книжечка, которая продаётся вместе с объективом.) А на оправе объектива указано фокусное расстояние. Эта величина также свидетельствует о том, насколько "широкоуголен" объектив. Но чтобы ориентироваться в этих миллиметрах, нужно знать "норму", относительно которой оптика будет считаться широкоугольной, длиннофокусной или нормальной (в скобках замечу, что понятию "широкоугольный" соответствует очень распространённый, но ненаучный термин "отдаляет", а слову "длиннофокусный" – словечко "приближает". На самом деле объектив ничего с реальным миром не делает – он всего лишь строит его изображение в большем или меньшем масштабе). За такую норму, которая примерно соответствует "широте" человеческого взгляда, принято считать размер диагонали кадра. Например, стандартный "узкоплёночный" кадр имеет размер 24х36 мм, а его диагональ – 42 мм. Соответственно, нормальным для узкоплёночной камеры будет объектив с фокусным расстоянием 42 мм. Хотя на практике наиболее широко распространены в качестве штатных объективы с фокусным расстоянием 50 мм.
Нетрудно догадаться, что оптика, предназначенная для фотоаппарата с большим размером кадра, будет иметь большую "нормальную" величину фокусного расстояния, но при этом угол поля зрения у этих объективов будет одинаковым.
Так как сейчас в цифровой технике существует несколько распространённых форматов матриц, то, во избежание путаницы, кроме собственного фокусного расстояния объектива, в документации к нему указывается ещё и "35-мм эквивалент" фокусного расстояния. То есть фокусное расстояние, которое имел бы объектив для кадра 24х36 мм с таким же углом поля зрения. Хотя, наверное, с непривычки от обилия цифр можно запутаться ещё больше.
Ситуация с цифровыми "зеркалками" также имеет свои особенности. Дело в том, что матрицу размером 24х36 мм имеют всего несколько (причем самых дорогих) моделей, большинство же таких фотоаппаратов снабжено матрицей т.н. APS-формата. Ее размер около 24х16 мм, а штатным фокусным расстоянием для кадра такого размера будет 28 мм. А если эти цифровые "зеркалки" используются с той же оптикой, что и пленочные, то для них действует уже упоминавшийся "кроп-фактор", который равен 1,5 (в частности, для Пентакса), иногда 1,6. Т.е. умножая величину кроп-фактора на реальное фокусное расстояние объектива, мы получим его "35-мм эквивалент" для матрицы APS-формата.
Однако следует иметь в виду, что сам объектив от этих виртуальных умножений никак не меняется, и изображение, которое он строит, по своим характеристикам (глубина резкости, ощущение перспективы, величина дисторсии) будет соответствовать именно его реальному фокусному расстоянию. Сейчас для цифровых зеркалок с матрицей APS-формата выпускаются объективы, формирующие "картинку" именно под размер APS (такая оптика от Pentax имеет аббревиатуру DA). Хороши они тем, что компактнее традиционных и адаптированы под специфику «матричного восприятия», которая заключается в том, что матрица неодинаково фиксирует лучи, падающие на неё под прямым, и под острым углом. К свету, падающему под острым углом, матрица менее чувствительна, что ведёт к образованию дополнительного виньетирования. К тому же «косой» свет по краям кадра образует эффект цветной каймы (хроматизм) вокруг границ контрастных объектов.
Чем широкоугольнее объектив, тем острее угол падения света по краям кадра, поэтому описанные проблемы в самой большой степени проявляются при использовании плёночных «широкоугольников» с цифровыми камерами.
С плёночной камерой или цифровиком с "полноразмерной" матрицей оптику под APS-формат использовать можно, но только с ограничениями – и по работе диафрагмы, и по характеру изображения. Оно будет иметь сильно притемнённые углы, или вообще форму круга на чёрном фоне.
Вообще-то, ситуация с "кроп-фактором" в фотографии не нова – те же проблемы решались при использовании плёночных адаптеров в крупноформатных камерах. Или при использовании среднеформатной оптики на малоформатных фотоаппаратах (это позволяет делать система Pentax). Вся "среднеформатная цифра" на сегодняшний день также имеет размер матрицы меньше, чем размер кадра на плёнке.
Что касается светосилы объектива, то общее правило таково – чем больше, тем лучше. И дело даже не в том, что светосильная оптика даёт возможность снимать с рук в условиях слабой освещённости. Во-первых, при использовании такой оптики мы приобретаем дополнительные возможности по управлению характером изображения (очень малая глубина резкости при полностью открытой диафрагме). Во-вторых, такая оптика существенно увеличивает точность фокусировки и облегчает работу автофокуса в камере. Что, в свою очередь, позволяет увеличить скорость съемки, особенно при слабом освещении. Но возможности эти дорогого стоят – не только в переносном, но и в прямом смысле слова. При разнице в светосиле в 2 деления диафрагмы цена объективов может отличаться в несколько раз. К тому же масса и габариты объективов при увеличении светосилы растут также очень значительно. Так что выбор между качеством и возможностями с одной стороны и ценой и комфортом с другой – остается за вами.

Image

Телеобъектив с фокусным расстоянием 300 мм "сжимает" перспективу (на самом деле расстояние от модели до стены довольно значительно) и позволяет размыть фон

Image

Сверхширокоугольник 16 мм

даёт возможность снимать буквально "в лоб". Искажения, свойственные широкоугольной оптике, при таком фокусном расстоянии проявляются особенно сильно.
При выборе объектива (или конкретного фокусного расстояния, если Вы пользуетесь "зумом") обязательно надо сознавать, что оптика участвует в создании фотографии наряду с сюжетом, придаёт изображению соответствующую эмоциональную окраску.

Image

Широкоугольник, создавая усиленное ощущение пространства и имея большую глубину резкости, заставляет зрителя поверить, что фотограф находился в самой гуще событий, а не где-то из укрытия наблюдал за происходящим. Реакция на камеру в таких случаях обычно только добавляет "жизненности" фотографии.

Image

Если уж Вы снимаете с необычного ракурса, то подчеркнуть его поможет широкий угол

Широкоугольник усиливает перспективу, создаёт эффект присутствия фотографа (и зрителя) непосредственно на месте события, добавляет изображению экспрессии, динамики. Благодаря большой глубине резкости, снимать с такой оптикой можно, практически не глядя в видоискатель. Чем и пользуются многие репортёры. Съёмка с вытянутой руки, "скрытая камера" – во всех этих случаях широкоугольник незаменим.

Image

Умеренный "телевик" с фокусным расстоянием 180 мм и открытой диафрагмой (f 4,5) позволил выделить резкостью сюжетный центр фотографии – журналистов.

Image

"Портретный" объектив с f= 80 мм При таком фокусном расстоянии геометрические искажения минимальны. Именно поэтому такой оптикой делают "правильные" портреты.

Длиннофокусный объектив, наоборот, сжимает перспективу, создаёт "эффект подглядывания". Спортивная съёмка, классический портрет, животные – в этих видах фотографии длиннофокусная оптика доминирует. "Умеренные" длиннофокусные объективы имеют минимальные геометрические искажения, что при портретной, архитектурной и интерьерной съёмке позволяет получить картинку, максимально соответствующую оригиналу. Правда, в двух последних жанрах использование такой оптики бывает проблематично из-за нехватки места.

Image

" Стандартные" 42 мм Как видим, так и снимаем

Image

Штатный объектив с фокусным расстоянием 50 мм

"Нормальные" объективы фиксируют действительность наиболее близко к восприятию человеческим глазом. Достоинство это или недостаток – зависит от того, кто ими пользуется. С одной стороны, такая оптика не позволяет удивить зрителя "спецэффектами", ну а с другой – рискну утверждать, что большинство великих фотографий сделано именно нормальной оптикой.

Image

штатный объектив передаёт перспективу близко к человеческому восприятию В данном случае эффект "широкого угла" появился за счёт зеркала в кадре. Таким образом "расширяют" помещение не только фотографы, но и архитекторы.

Image

Если при съемке телеобъективом на переднем плане разместить что-нибудь нерезкое (деревья, ограда, человеческая фигура), то появится ощущение, что Вы подглядываете.

В большинстве случаев у фотографа во время съемки есть возможность сделать несколько шагов вперёд или назад – и используя соответствующую оптику, придать будущей фотографии тот или иной характер. Но, к сожалению, обычная практика – стоять "столбиком" и крутить кольцо "зума". Здесь проявляется одно из преимуществ объективов с фиксированным фокусным расстоянием - они заставляют думать о специфике оптики и использовать её.
В любом случае техника должна находиться в подчинённом положении перед авторским замыслом, его чувством вкуса и меры.
Источник: http://www.pentaxnews.ru

 
Обсуждение (2 сообщений)
RommmKa
RE: Съёмочная оптика в фотографии - азы
Sep 24 2008 09:58:21
Дуже цікаво, а де в інеструкції свого фотоапарату можна подивитись параметри оптики?
№491
P543VI
Съёмочная оптика в фотографии - азы
Jul 21 2008 16:16:04
Обсуждение статьи: Съёмочная оптика в фотографии - азы

Прочитал с большим интересом, хотя и сам все знаю. Просто и доходчиво,хорошие иллюстрации.
№371


Обсудить на форуме. (2 сообщений)
< Пред.   След. >


 

Мир фото - сообщество фотографов, школа, конкурсы, общение © 2018
Использование материалов разрешено только с указанием ссылки (для web сайтов гиперссылки) photoshop.in.ua - мир фотографии / Статьи
Использование фотографий разрешено только с письменного разрешения автора

Размещение рекламы на сайте