Я пришел в фотографию незаметно для себя и окружающих. Сначала вы берете в руки фотоаппарат, делаете какие-то кадры, печатаете фотографии в ближайшем киоске. Вы делаете это редко, всего несколько раз в год и только по большим событиям. Ваши фотографии просты, примитивны и в большей степени документальны. Потом вы начинаете снимать чаще. Еще чаще. Часто-часто. Все подряд, что нравится, и то, что нравится не совсем, но снимают другие. Наконец, наступает насыщение и даже некоторая усталость. И здесь самое время определиться: бросить или продолжать? Конечно, продолжать! Снимать еще, еще и еще. Теперь фотография стала частью вашей жизни, она пропитала тело до самых костей, и нет и не будет никакой возможности избавиться от нее. Все правильно – вы фотограф.
Фотограф – это не профессия, это – образ жизни. У вас не может быть выходных или отпуска – фотография требует всего времени без исключения. И даже если у вас нет с собой камеры, вы смотрите на мир по-другому, через «видоискатель», сидящий в вашем мозгу. Это невозможно исправить – теперь вы обречены видеть мир другими глазами.
Каждая секунда жизни влияет на то, что и как вы снимаете. Прочитанные книги, увиденные фильмы, просмотренные выставки и фотографии на сайтах, путешествия и знакомые люди, запах мокрой осенней листвы или цвет восходящего солнца – все это «сработает», когда будет нажата кнопка спуска. Это – мировоззрение, которое складывалось с самого начала вашей жизни, которое будет со временем изменяться, но непрестанно накладывать отпечаток на снятые вами кадры. Фотография с этих позиций становится идеологией мировоззрения. Ваше в
и
дение мира отражается в снимках, и сколько бы не хотелось создать собственный стиль и сделать «уникальные фотографии», оно не даст вам перепрыгнуть самого себя.
Постепенно снимки становятся лучше и лучше, но чем больше времени проходит, тем яснее проявляются их недостатки. Некоторые свежие кадры сразу кажутся великолепными, но уже через неделю недостатки начинают выпячиваться из них и затмевать радужную картину. Это хорошо. Это напоминает попытку обогнать собственную тень, идущую чуть впереди. И спустя очередной год вы можете с удовольствием сказать себе: «А я так и не сделал ни одной стоящей фотографии». Значит, планка поднялась еще выше, и у вас есть над чем работать дальше.
Мы живем во время, когда техническое развитие окружающего мира обгоняет наше стереотипное мышление. Пятнадцать лет назад трудно было представить цифровую фотографию. Сегодня – это доминирующая реальность. Пятнадцать лет назад цифровая камера 1,2 мегапиксела стоила около 30000$. Сейчас такая камера встроена в ваш мобильный телефон.
Я снимаю и на «цифру», и на пленку узким, средним и большим форматом. Моя позиция проста – фотограф должен использовать все имеющиеся средства для достижения наилучшего результата и выбирать камеру и материалы согласно задаче, которую он решает. Есть ситуации, когда цифровая камера удобней, есть – когда пленочная выгодней и надежней. В любом случае, фотоаппарат – всего лишь средство фиксации изображения, и однозначного ответа, чем снимать и как снимать, не существует. Правда есть еще один момент – удовольствие от работы. Можно фотографировать ради самого процесса съемки. То же самое касается компьютерной обработки – теперь это неотъемлемая часть фотографического процесса, которая по меркам прошедших десятилетий позволяет творить чудеса. Но все хорошо в меру. Эту меру не так то просто почувствовать.
Техническая сторона фотографии не менее важна, чем творческая. Хорошая техника позволяет делать снимки, которые вы бы никогда не осуществили. Наконец, она экономит время и силы. Конечно, «снимает фотограф, а не камера», но на самом деле все несколько сложнее – «фотограф снимает камерой».
Китайские мудрецы еще много веков назад говорили: «Человек, придя на Землю, должен сделать всего две вещи. Первое – он должен умереть. И второе – жить, пока не помер». Я бы изменил последнюю фразу – «…и фотографировать, пока не помер».
Ярослав АМЕЛИН
Источник: http://www.profotopress.ru
|