Основной элемент любого фотоаппарата – это система замера экспозиции. В цифровых фотоаппаратах параметры экспозиции - выдержка и диафрагма – определяются так же, как и в пленочных «старичках». При съемке светочувствительная матрица, так же как и пленка, подвергается воздействию света, а экспозиция определятся двумя факторами: интенсивностью света, которая регулируется диафрагмой объектива, и длительностью его воздействия на матрицу, которая регулируется затвором камеры. Открываясь и закрываясь, затвор пропускает свет через диафрагму, после чего он и попадает на светочувствительный приемник – в принципе, ничего особенного, присущего только «цифре», здесь нет.
В цифровых фотокамерах используется хорошо известный в аналоговой фотографии TTL-замер (аббревиатура TTL - Through The Lens - означает, что замеряется свет, который попадает на матрицу через объектив). Однако сам замер может быть выполнен несколькими методами. Обычно в предлагаемый набор входят мульти-сегментный (его аналоги – матричный, многозонный), центро-взвешенный и точечный методы.
Мульти-сегментный замер
При мульти-сегментном методе система экспозамера делит кадр на несколько областей, после чего измеряются данные каждой области, а затем посредством специального алгоритма все данные объединяются и комбинируются для вычисления оптимальных параметров экспозиции всей площади кадра. Окончательный результат является в некоторой степени усредненным и во многом зависит от метода деления кадра на сегменты, от формы каждого сегмента и их числа. Этот метод замера универсален, и с полной отдачей работает в фотокамерах, которые имеют широкие диапазоны выдержек и диафрагм, так как, комбинируя множество разных значений, позволяет точнее настроить экспозицию. Он считается наиболее совершенным и в большинстве компактных фотоаппаратов Optio устанавливается по умолчанию.
Функцией экспокоррекции стоит воспользоваться и в случае, если сюжет высококонтрастный (то есть существует большая разница между ярко освещенными и теневыми областями), а главный объект съемки полностью находится в одной из этих областей. Такой кадр тоже будет сложным для экспонометра камеры, и, скорее всего, ему понадобится помощь фотографа.
Кстати, коррекция экспозиции может использоваться и в творческих целях: скажем, фотографируя штормовое море, попробуйте ввести небольшую отрицательную экспокоррекцию – и сцена приобретет пессимистический оттенок с преобладанием мрачных тонов, а при положительной компенсации сюжет будет выглядеть более оптимистично.
Центро-взвешенный замер
При центро-взвешенном методе система замера отдает предпочтение показаниям, снятым в центральной части кадра. Фактически замеряются две области: одна небольшая область в центре, а другая – вся оставшаяся часть кадра. Затем эти два показания «взвешиваются» и комбинируются, но приоритет имеет первое показание (соотношение в его пользу составляет примерно 5:1). Этот принцип основан на том, что главная точка фокусировки чаще всего располагается где-то в центральной части кадра. Этот метод подходит для съемки в более-менее ровных условиях освещения, или когда вас больше всего интересуют объекты, расположенные в центральной области. В сложных же условиях освещения центро-взвешенный замер часто неэффективен – например, ориентируясь на затененный объект в центре композиции, можно легко получить переэкспонированные участки в остальных, ярко освещенных областях кадра.
Точечный замер
Точечный метод экспозамера позволяет осуществить замер по одной выбранной точке кадра. В этом случае показания снимаются по небольшой области, расположенной в центре кадра, а другие области не измеряются совсем. Точечный замер пригодится, когда фотограф хочет привлечь внимание к небольшой специфической части сюжета, игнорируя остальные детали – они будут недоэкспонированы или переэкспонированы. Этот метод очень эффективен при контровом освещении, когда объект освещен сзади (классический пример – человек, стоящий на фоне ярко освещенного окна: используя в этом случае другие методы замера, вы получите просто темный силуэт).
Мультисегментный замер
Точечный замер
Экспозамер и экспокоррекция
В нестандартных ситуациях можно использовать функцию блокировки экспозамера (AEL) – она встречается, как правило, в зеркальных камерах. В сложных условиях освещения она позволит экспонировать снимок по одной точке сюжета. Поместив выбранную точку в центр видоискателя, нужно лишь «притопить» наполовину спусковую кнопку (в этот момент камера определит и «запомнит» экспозицию для этой точки), а затем, удерживая кнопку в том же положении, скомпоновать кадр окончательно, захватив в кадр все нужные вам объекты. Далее остается дожать кнопку спуска до конца – и кадр снят.
Однако не стоит всецело доверять автоматике, думая что «камера все равно умнее». Хотя система экспозамера автоматически настроена на вычисление оптимальных параметров экспозиции, иногда небольшое участие фотографа может в той или иной степени улучшить результат. Например, ситуации, когда передний план кадра ярче, чем задний, и наоборот; или когда светлый объект расположен на светлом фоне, а темный – на темном, довольно сложны для экспонометра. Конечно, цифровые технологии позволяют без особого труда подправить слишком темный или слишком светлый кадр на компьютере. Однако это далеко не всегда способно спасти неправильно экспонированное изображение – ведь при его записи детали в ярко освещенных и теневых участках были неизбежно потеряны.
Итак, в некоторых случаях стоит прибегнуть к помощи функции экспокоррекции. Все цифровые фотокамеры Pentax оснащены этой функцией, пользоваться ей совсем несложно, а результат можно сразу же увидеть на мониторе, еще до того, как кадр будет снят. Чаще всего коррекцию экспозиции можно осуществить в диапазоне от –2EV до +2EV (аббревиатура EV (Exposure Value) обозначает условную единицу, определяющую количество яркости). Положительная экспокоррекция увеличивает яркость изображения и делает его светлее, а отрицательная – яркость уменьшает и делает изображение темнее. Как правило, экспокоррекцию можно регулировать пошагово, меняя значения постепенно, – например, с шагом 1\3 EV, что позволяет точнее настроить экспозицию.
Съемка без коррекции
Съемка с коррекцией 1/2 EV
Экспокоррекция 1/2 EV
В принципе эта функция работает аналогично ручному режиму выбора экспозиции, который позволяет самостоятельно увеличивать или уменьшать яркость изображения, комбинируя значения выдержки и диафрагмы. Однако далеко не все цифрокомпакты оснащаются ручным режимом. В моделях типа «наведи-и-снимай» он отсутствует, но в любом фотоаппарате есть функция экспокоррекции, и с ней, несомненно, стоит поэкспериментировать. Определить, когда же экспозиция требует коррекции, на самом деле не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Классические примеры таких сюжетов: закат и восход солнца; водная поверхность (река, море); прибрежный песок, освещенный ярким солнцем; неоновые уличные огни; сцена, освещенная лунным светом; снег.
Съемка без коррекции
Съемка с коррекцией 1/2 EV
Например, при съемке снежных сцен зачастую необходимо ввести положительную экспокоррекцию. Это заставит камеру установить более длинную выдержку, чтобы сделать изображение ярче, и в результате снег получится белым, а не сероватым, как может произойти, если определение экспозиции оставить на усмотрение автоматики.
Эксповилка
Очень полезная и удобная функция, помогающая быстро манипулировать экспозицией - это автоматическая эксповилка, называемая еще брэкетингом. Суть ее состоит в том, что камера при однократном нажатии спусковой кнопки автоматически снимает несколько последовательных кадров (чаще всего – три) одной и той же сцены, при этом в считанные доли секунды вводя экспокоррецию. Таким образом, первый кадр будет экспонирован в соответствии с параметрами, определенными системой экспозамера, второй – слегка недоэкспонирован, а третий – слегка переэкспонирован. Величину экспокорреции вы вводите самостоятельно, предварительно выбирая пошаговые значения в меню камеры (например, 1/3, 2/3 или 1EV). В итоге вам останется лишь выбрать, какой кадр из трех вам больше по вкусу, а остальные можно просто удалить.